Исторический экскурс

Улица Восстания (бывшая Знаменская), располо¬женная в центре Петербурга, хорошо известна горожа¬нам. Любой петербуржец, конечно, бывал здесь. Ули¬ца оживленная, всегда многолюдная, находится вблизи Московского вокзала и двух станций метрополитена. Она — важная транспортная артерия. Улицу составля¬ют не только жилые дома, встречаются магазины, мас¬терские, есть несколько учреждений и учебных заведе¬ний. Промышленных предприятий здесь нет.

Дома на этой улице не значатся в числе признанных памятников архитектуры, но в них жили многие извест¬ные и не очень известные или вовсе забытые деятели культуры, науки, политики. Интересны нам и владель¬цы домов в прежние времена, и архитекторы, построив¬шие здания на улице Восстания.

Длина улицы 1290 м. Начинается она от Невского проспекта и завершается у Кирочной улицы. В дорево-люционное время улица относилась к Литейной части города, а в советское время в связи с неоднократны¬ми изменениями административного деления и переиме-нованиями входила последовательно в разные районы: 1-й Городской (1917 — 1919), Центральный Городской (1922-1930), Центральный (1933-1936) - от начала до улицы Некрасова и Смольнинский (1933—1936) — от улицы Некрасова до конца, Куйбышевский (1936 — 1994) — от начала до улицы Жуковского и Дзержин¬ский (1936—1994) — от улицы Жуковского до конца, Центральный (с 1994).

Нумерация домов (или в прошлом — участков) по улице Восстания, как и по всем улицам Петербурга, менялась несколько раз в течение XVIII —XIX веков. Последняя перемена произошла в конце XIX века. На¬пример, до 1834 года в столице не существовало нуме¬рации по определенным улицам. Адрес указывался так: часть города, номер строения в квартале, фамилия вла¬дельца дома, иногда название улицы. С 1834 года уста¬новлена нумерация домов по каждой улице, но тогда она по Знаменской улице (Восстания) велась от Кирочной к Невскому проспекту. Привычная нам нумерация домов по всем улицам Петербурга принята в 1858 году и уточ¬нена в 1887 — 1888 годах. В нашей книге для удобства ориентации приводятся современные номера домов.

К сожалению, сведений о владельцах участков на территории, интересующей нас, за XVIII век имеется очень мало. На хранящемся в Отделе рукописей Рос¬сийской национальной библиотеки плане Петербурга 1790-х годов (на него мы будем ссылаться) не указаны номера строений и имена владельцев большинства уча¬стков по этой улице. Немногочисленны также сведения за первую половину XIX века, более полны и достовер¬ны они за вторую половину XIX - начало XX века.

В наше время большинство зданий здесь высотой в 4 или 5 этажей, построены они во второй половине XIX века и позже. Зданий XVIII века на улице не со¬хранилось. В советское время сооружены только три дома - № 10/51, 38/10 и 53. Но все здания неодно¬кратно перестраивались, ремонтировались, иногда и с изменением фасада.

Памятников архитектуры, состоящих на государ¬ственном учете, на улице Восстания нет. Строений с этой улицы вы не найдете и в фундаментальном спра¬вочнике «Памятники архитектуры Ленинграда».

На нескольких домах установлены мемориальные доски, посвященные Н.К. Крупской, Н.Н. Качалову, профсоюзам 1905 года. Заметим, кстати, что мемориаль¬ных досок о местах жизни и деятельности выдающихся деятелей прошлого здесь могло быть значительно боль¬ше (мы попытаемся доказать это). Большинство домов «немы»: они ничего не сообщают о своей истории, о людях, что в них жили и работали. Наш земляк, известный поэт Вадим Шефнер, писал:
Почти что весь свой век земной
Под городским провел я кровом.
Но и поныне город мой
Мной до конца не расшифрован.
Как непрочтенные тома
В пронумерованном порядке,
Стоят на улице дома
И ждут прочтенья и разгадки.

Мы попробуем, последовательно знакомясь с истори¬ей, строителями, владельцами и обитателями каждого дома, на не самой знаменитой в городе улице, редко по¬сещаемой иностранными и российскими туристами, про¬читать и разгадать то, что мы обычно не видим, тороп¬ливо проходя мимо.

Как и многие другие, улица неоднократно меняла название. На плане Петербурга 1762 года она показа¬на еще без названия. Однако в документах о купле и продаже домов той эпохи название улицы иногда ука¬зывалось. Первое упоминание содержится в рапорте архитектора И. Шумахера от 1740 года, вымерившего территорию вдоль Невского проспекта «от Литовско¬го канала до прожектируемой вновь Преображенской улицы... а она, Преображенская улица, имеет ширины 11 саженей». Итак, первое название улицы — Преоб¬раженская. Когда появилась еще одна Преображенская улица (ныне улица Радищева), улицу Восстания часто будут называть Старая Преображенская. Большая ее часть (от современной улицы Жуковского до Кироч¬ной) находилась с начала XVIII века в слободе Пре¬ображенского гвардейского полка. Здесь жили многие офицеры полка, поэтому улицу нередко называли Офи¬церской Преображенской, а с 1787 года — Офицер¬ской. Но Офицерские появились и в других частях сто¬лицы. Поэтому в середине XIX века улица получила название Знаменская. Это наименование не случайно, оно соответствовало обычаю: любая церковь, храм да¬вали название ближайшим городским проездам, пло-щадям.

Деревянную церковь в начале улицы у Невского про-спекта построили по повелению императрицы Елизаве¬ты Петровны. Строительство закончилось в 1767 году. Официальное ее название — Во имя Входа Господня в Иерусалим, или Входо-Иерусалимская, но в народе она известна как Знаменская церковь. Название произошло от одного из приделов церкви — Знамения Пресвятой Богородицы, его освятили первым в 1765 году, еще до освящения главного алтаря церкви. В новую церковь пе-ренесли иконостас «с уборами и кафедрой» из церкви деревянного Зимнего двора императрицы Елизаветы.

В 1794 году по проекту архитектора Ф.И. Демерцова заложили новую каменную в стиле классицизма церковь вместо старЪй деревянной, но ее постройка завершилась только в 1804 году. Церковь с боковыми приделами — святителя Николая Чудотворца и Знамения Божией Ма¬тери снова освятили Во имя Входа Господня в Иеруса¬лим. К 1804 году в приходе церкви числилось дворов дворянских 16, купеческих и мещанских — 81, расколь¬ничьих — 11. В 1809 году храм обнесли чугунной огра¬дой с двумя часовнями по углам. Проекты ограды часо¬вен выполнил также Ф.И. Демерцов.

Обширный пятиглавый каменный храм на пересе¬чении Невского проспекта и Литовского канала (впо¬следствии проспекта) стал архитектурной доминантой Знаменской площади. Знаменским стал называться и широкий деревянный мост через Литовский канал вбли¬зи церкви.

Особо почитаемой в церкви была икона Знамения Пресвятой Богородицы XII века новгородского письма в старинном серебряном окладе. В Знаменском приделе церкви стоял барочный иконостас с иконами первой по¬ловины XVIII века. В ризнице находились прекрасная церковная утварь и серебряный напрестольный крест с частицами мощей. В 1875—1896 годах в храме служил известный про-поведник протоиерей Василий Иванович Барсрв. По¬следним перед революцией настоятелем был протоиерей Павел Потапович Космодемьянский.

В 1900 году намечалось расширить Знаменскую цер¬ковь, но это намерение не исполнили. В 1904 году в связи со 100-летием со времени освящения провели ре¬ставрационный ремонт храма.

С 1865 года при церкви действовало благотворитель¬ное общество, содержавшее богадельню, сиротский приют, детский сад, школу и бесплатные квартиры (в доме № 4 по Знаменской улице).

В 1931 — 1935 годах в Знаменской церкви служил известный в городе отец Дмитрий Федорович Гидаспов (1870 — 1938). Его путь православного священника можно считать типичным. Окончив семинарию и Духовную академию в Петербурге, он много лет служил в Троицкой церкви Общества распространения религиозно-нравственного просвещения (на Стремянной улице) и приобрел известность убедительного проповедника. Рабоче-крестьянская власть на него, как и на других деятелей церкви, естественно, смотрела косо. В 1922 — 1924 годах он подвергся ссылке в Оренбург, но затем ему позволили вернуться в Ленинград. В 1935 году он снова высылается, на сей раз в Новгород. Однако злоключения на этом не закончились. По доносу его арестовывают орга¬ны НКВД и в марте 1938 года расстреливают.

Прилежным прихожанином Знаменской церкви был академик И.П. Павлов, и только благодаря его хлопо¬там эту церковь не снесли в 1932 году, как намечалось ленинградскими властями. Но в марте 1938 года после смерти ученого храм закрыли, а в 1941 году снесли. Основанием для сноса здания явилось то, что «церковь находится в центре большого транспортного узла, ме¬шает уличному движению, особенная угроза безопасно¬сти создается в дни религиозных праздников».

Наземный вестибюль станции метро «Площадь Восстания» на месте уничтоженной церкви возведен в 1955 году по проекту архитекторов И.И. Фомина, Б.Н. Журавлева и В.В. Ганкевич, когда сооружалась первая очередь Ленинградского метрополитена. Второй вестибюль этой станции метро, встроенный в боковое крыло Московского вокзала, создавался позже. В па¬мять о находившейся на этом месте Знаменской церк¬ви в 2000 году на стене станции метро «Площадь Вос¬стания» установлена мемориальная доска со следующим текстом: «Церковь Входа Господня в Иерусалим (Зна¬менская). Деревянный храм построен в 1765 —1768 гг. Каменная церковь возведена в 1794 — 1804 гг. архитек¬тором Ф.И. Демерцовым. В ней находилась чтимая икона «Знамение» XIII века. Закрыта в 1938 г., взо¬рвана весной 1941 г. Мемориальная доска установлена на средства А. Г. Ананова». В 2001 году производилось комплексное обновление улицы Восстания. Тротуары замостили серыми квадра¬тами искусственной плитки. На улице, одной из первых в городе, применена гидроизоляция тротуаров: здания защищены от попадания воды с мостовых и тротуаров, что особенно необходимо для полуподвальных помеще¬ний магазинов и кафе. Самое основное в этой модернизации — удаление с улицы рельсовых трамвайных путей. (Снятием трам¬вайного движения на центральных магистралях нашего города, издавна считавшегося «самым трамвайным» в стране, многие горожане недовольны. Трамвайные ва¬гоны вместительнее и удобнее для пассажиров, чем тесные автобусы; к тому же в автобус невозможно внести детскую коляску. Однако городские власти, как обыч¬но, горожан не спросили...)

Название улицы Восстания связано с событиями 1917 года. С 23 февраля на Знаменской площади прохо¬дили многолюдные демонстрации и митинги с требовани¬ями свержения царизма под лозунгами «Долой царя!», «Долой войну!», «Хлеба!». Полиция пыталась разогнать демонстрации, прекратить волнения. 25 и 26 февраля полицейские стреляли в народ. На площади было уби¬то около 40 человек и намного больше ранено. События на Знаменской площади предельно обострили ситуацию в городе: началось вооруженное восстание, приведшее к свержению монархии и отречению императора Нико¬лая II. В память о революционных событиях Знамен¬скую площадь в октябре 1918 года переименовали в пло¬щадь Восстания, а с 6 октября 1923 года и улица, вы¬ходящая к площади, получила то же название.

В декабре 1998 года Топонимическая комиссия Петер-бурга по представлению Русской православной церкви.

приняла решение о возвращении некоторым улицам и площадям их исторических названий, связанных с цер¬ковью. В частности, предложено возвратить площади и улице Восстания их старые наименования — Знаменская площадь, Знаменская улица. Но пока что это решение не утверждено губернатором. И неизвестно, обретет ли улица Восстания свое историческое наименование. Авто¬ры хотят на это надеяться.

(Впрочем, есть один пример возвращения старого названия, не потребовавший начальственного утвержде¬ния, — некое коммерческое заведение на четной сторо¬не улицы присвоило себе в 2000-х годах наименование «Трактир на Знаменской».)

Дом № 3—5

В заголовке нет ошибки. Именно такой необычный двойной номер носит внушительное, большой протяжен¬ности здание, примыкающее к дому № 1. Причина появления странной нумерации проста: при сооружении в 1913 — 1914 гг. строения-гиганта прежний дом № 3 (возведенный в 1867 г.) оказался встроенным в новое здание и, соответственно, он «исчез», а деревян¬ный дом № 5 постройки 1830-х гг. разобрали. Но исто¬рическая память о них сохранилась в двойном номере нового строения. Однако для удобства ориентации при рассказе об из¬менениях границ участков, смене владельцев, эволюции застройки на достаточно большой территории мы упоми¬наем ранее исчезнувшие дома № 3 и № 5. Надеемся, чи¬татели простят нам эту вольность.

Дом № 3

Участок дома № 3 составлял длительное время еди¬ное целое с территорией дома № 1, и только в табеле 1830-х годов он указан частью, отделенной от эбщего участка. Владелицей его в это время была чиновница, а затем жена статского советника А.С. Волкова. У нее были каменный дом, двухэтажный, с подвалом ¦ мезо¬нином, два каменных двухэтажных флигеля и служеб¬ные постройки. Тогда дом имел по Знаменской улице номер 57.

В 1850-х годах дом купила семья Тур — владельцы соседнего участка № 5. В 1867 году вместо старого дома. Здесь построили трехэтажное жилое строение с примы-кающей к нему небольшой оранжереей. Проект изгото¬вил академик архитектуры Густав Мартынович Барч, од-новременно перестраивавший дом Тура на Невском про-спекте (№ 87). Г.М. Барч (1826—1894) был саксонским подданным. Получил образование в Петербурге в Акаде¬мии художеств, служил в городской управе. С 1852-го по 1892 год по его проектам в Петербурге возведено и рекон¬струировано более 10 зданий. Барч стал одним из учреди¬телей Петербургского общества архитекторов.

В 1868 году в доме семейства Тур по проекту архитек¬тора Н.Н. Ковригина были устроены «сходы» (спуск) в подвал жилого дома со стороны улицы. При этом «схо¬ды» заняли часть тротуара и стеснили проход по нему, что вызвало длительную двухлетнюю переписку Строительно¬го отделения Санкт-Петербургского губернского правле¬ния, мирового судьи, полицейского пристава с владельца¬ми дома с требованием переделать «сходы» и освободить тротуарВладельцы — архитектор Е.А. Тур, потом его брат надворный советник Н.А. Тур, которым «сходы» не мешали, так как жили они в это время на Большой Коню¬шенной, 19, — до 1870 года не желали выполнять пред¬писание властей. Упомянутый выше Н.Н. Ковригин (1831 — 1891) ак¬тивно участвовал в деятельности Петербургского обще¬ства архитекторов. Он окончил Академию художеств в 1856 году, с 1885 года — академик архитектуры, слу¬жил в Николаевском сиротском институте, проектировал ряд построек в Петербурге.

В 1890-х годах в этом доме жил генерал Николай Ми-хайлович Головин (1836—1911). В Генеральном штабе он ведал организацией перевозки войск по железным доро¬гам. По этим вопросам Николай Михайлович был глав¬ным специалистом. В Русско-японской войне, когда дей¬ствовала только одна линия дороги, пролегавшая через огромные российские просторы, генерал Головин сумел организовать перевозку миллионной армии, вооружения и припасов.

С 1906 года он вышел в отставку в чине генерала от инфантерии. На Знаменской улице прошли юные годы сына Н.М. Головина — генерала Николая Николаевича Головина, крупного военного ис¬торика, теоретика, педагога. Он родился в 1875 году в Москве, окончил в 1894 году Пажеский корпус, а в 1900-м — Николаев¬скую академию Генерального штаба. Еще в юности опублико¬вал свою первую военно-истори¬ческую работу — о героях Оте¬чественной войны 1812 года.

Молодой офицер служил в конно-артиллерийской бригаде, затем в штабе войск гвардии, преподавал в Академии Генерального штаба. По поручению академии в 1908—1909 годах изучал систему военного образования во Франции, доказывал необходимость пе-рестройки военного образования в России. Опубликовал много научных работ по военной психологии, военной науке, о службе Генерального штаба.

В Первую мировую войну Н.Н. Головин — на военно-штабной работе. Участвовал в разработке и осуществле¬нии до тридцати крупных операций армейского и фронто¬вого масштаба. Во время Гражданской войны был предста-вителем Деникина, Колчака в Париже, Лондоне, потом начальником штаба в армии адмирала Колчака.

В эмиграции занимался научной работой — по исто¬рии Первой мировой войны, о применении новых типов оружия — авиации, танков, о стратегической обстановке на Дальнем Востоке. Книги его в Европе издавались на разных языках, но в СССР о них не знали. Он препо¬давал во Французской военной академии, в университе¬тах США. К политическим партиям Головин не принад¬лежал; по политическим воззрениям — крайне правый, являлся сторонником активной борьбы против СССР, одним из руководителей Российского общевоинского союза (РОВС). Во Второй мировой войне занимал про¬гитлеровскую позицию, ведал отправкой русских добро¬вольцев на работу в Германию, в армию Власова. Конец его трагичен — он получил предупреждение французс¬кого движения Сопротивления о вынесении ему смерт¬ного приговора и умер в Париже от разрыва сердца в январе 1944 года.

Его научная работа «Военные усилия России в мировой войне» впервые опубликована в нашей стране в «Военно-историческом журнале» в 1993 году, издана отдельной книгой в 2000 году.

был разделен на четыре части, некоторое; время этот номер сохранявшие. На месте нынешнего дома № 5 находились два неболь¬ших участка. В 1789 году двор с деревянными строениями купила за 375 рублей дочь петербургского купца девица Анна Алексеевна Хлебникова, соседкой в купчей указана ее мать Варвара Григорьевна Хлебникова (владелица дома № 1—3). С другой стороны соседом в 1789 году оставал¬ся еще сам Шувалов, а в 1792 году — отец Анны Алексей Хлебников, но в 1797 году его часть участка стала уже собственностью секретарши Федосьи Титовой, а в 1806 го¬ду вся территория дома № 5 принадлежала обер-секре-тарю Егору Титову, возможно мужу Федосьи Титовой. В 1820-х годах владельцем записан чиновник Горного ве¬домства «обер-гиттен-фервалтер» (старший заводоуправ-ляющий) надворный советник Д.И. Тверской.

В 1832 году дом приобрел петербургский купец и мебельный фабрикант Андрей Иванович Тур (1793 — 1866). К тому времени на участке уже стояли трехэтаж¬ный каменный дом с ротондой и каменные службы. В 1830-х годах на правой части территории небольшой деревянный дом построил архитектор Реймерс (вероят¬но, Карл Иванович, в 1833 году окончивший Академию художеств). Помимо жилых зданий в глубине двора на¬ходился «фанеро-пильный» завод Тура. Главным управ¬лением путей сообщения и публичных зданий мебель¬щику А.И. Туру было предписано устроить защитные приспособления для предохранения соседних домов от возможного ущерба со стороны паровой машины (паро¬вой мельницы) лесопильного завода!. Вокруг завода в 1847 году построили забор.

В Гостином дворе Тур имел кладовгую и магазин мебе¬ли. Надо сказать, что мебель фабрик:и Тура выделялась изяществом, удобством и отличалась высоким качеством. В архивных материалах Министерства императорского двора имеется много документов за 1 850 —1860-е годы о работе мебельного мастера Тура по отделке комнат Зим¬него дворца для великих князей и помещений Государст¬венного совета; об изготовлении мебеели для интерьеров дворца великой княгини Марии Николаевны (Мариинско-го); пьедестала и ковчега сметрическими книгами о чле¬нах императорской фамилии; ореховых витрин для мун¬диров императора Николая I в портретной галерее Зимне¬го дворца и о других его работах.

Мебельное производство продолжил старший сын А.И. Тура Карл Андреевич. В 1850-х годах ему пожа¬лованы ордена Св. Анны, Св. Станислава и золотая ме¬даль на александровской ленте.

Один из сыновей А.И. Тура Егор Андреевич Тур (1831 — 1869), окончил в 1854 году Академию художеств. За свою недолгую жизнь он построил и перестроил в Пе¬тербурге восемь добротных жилых домов и особняков на Большой Морской, набережной реки Мойки, Вознесен¬ском проспекте. Наиболее интересная его работа — особ¬няк Фитингофа на Шпалерной улице, 18, впоследствии перестроенный.

Младший сын Николай Андреевич Тур (1834 — 1905) достиг высокого чина и положения. Окончив юридиче¬ский факультет Петербургского университета, он слу¬жил много лет в Сенате, постепенно поднимаясь по слу¬жебной лестнице, стал тайным советником, затем сена¬тором. Как крупный специалист по торговому и вексель¬ному праву, по вопросу о торговой несостоятельности он много лет по поручению Министерства юстиции провел за границей, главным образом в Германии (заметим — на курортах!), изучая эти вопросы в странах Европы.

Пухлое (на 400 листов) дело о службе сенатора Н.А. Тура содержит много его прошений о предоставле¬нии продолжительных отпусков из-за тяжелой болезни жены и его самого — для лечения на европейских ку¬рортах. Тур ссылался на значительную потерю им зре¬ния и слуха. В связи с этим он переводится на долж¬ность «неприсутствующего сенатора» с командированием за границу. Но тем не менее, несмотря на болезни, уже в преклонном возрасте в 1899 году после смерти жены он, находясь в Баден-Бадене, женился вторично на младшей сестре своей первой жены. Здоровья и сил ему это не прибавило. В конце жизни он страдал душев-ной болезнью, и над ним учреждается опека. Умер се¬натор в октябре 1905 года, похоронен как лютеранин на Волковом евангелическом кладбище. Во время нечастых приездов в Петербург Н.А. Тур жил не в собственном доме, а по другим адресам — на Знаменской, 24/27, на Кирочной улице.

На участке дома № 5 по Знаменской улице в глуби¬не двора находился отдельный флигель. Его арендовала в 1870 —1880-х годах за 4500 рублей в год московская ювелирная фирма «Сазиковъ», и располагалась здесь фабрика (или мастерская) серебряных изделий. Вален¬тин Игнатьевич Сазиков (1830 — 1877), сын московско¬го купца и ювелира И.П. Сазикова, возглавлял петер¬бургское отделение фирмы. Он был купцом 1-й гиль¬дии, одним из учредителей Учетного и ссудного банка, членом правления Санкт-Петербургского общества вза¬имного кредита; участвовал в благотворительной дея¬тельности, оказывал помощь больницам (Обуховской, Елизаветинской детской), являлся попечителем Дома призрения малолетних бедных.

Работали в мастерской Сазикова около 50 мастеров и рабочих. Здесь впервые в ювелирном производстве ис-пользовались механические приспособления и паровые двигатели. Изготовлялись сложные серебряные изде¬лия — оклады литургических книг, посуда, письмен¬ные приборы, скульптура, различные художественные изделия — до двух тысяч фунтов серебряных изделий на 100 тысяч рублей в год. В сложных изделиях исполь¬зовались также поделочные камни — яшма, халцедон, оникс. Сазиков пригласил сотрудничать скульптора Ви¬тали, архитектора-рисовальщика Быковского. Тщатель¬но разработанные с привлечением художников рисунки, обращение к древним национальным образцам, прекрас¬ное исполнение сделали фабрику Сазикова известной не только в России, но и за границей.

После смерти В.И. Сазикова дело продолжили его сын от первого брака кандидат прав Павел Валентинович (1860 — после 1917) и вдова Евдокия Павловна. В доме Сазиковых на Большой Морской, 29 находился принад¬лежавший им ювелирный магазин, где можно было при¬обрести столовые и чайные приборы, различные художе¬ственные изделия. Владела домом Евдокия Павловна, а П.В. Сазиков оставался в нем управляющим.

Мастерская серебряных изделий на Знаменской ули¬це с 1887 года перешла в собственность потомственного почетного гражданина Николая Михайловича Рахманова (1840 или 1842 —после 1900), ранее заведовавшего мага¬зином Сазиковых на Большой Морской, 29. Н.М. Рахма¬нов имел собственное клеймо для изделий — «НР», что свидетельствовало о его высокой квалификации как юве¬лира. Сотрудничал Рахманов с известной ювелирной фир¬мой К. Фаберже.

Дома № 3 и 5 по Знаменской улице принадлежали семье Тур до 1917-1918 годов. В 1899 году Н.А. Тур, по-видимому в связи со своим вторым браком, продал по купчей (но фактически подарил) оба участка своим взрослым детям. Совладельцами являлись его сын Анд¬рей, дочь Екатерина Мартене (вдова профессора меж¬дународного права Ф.Ф. Мартенса) и внуки — дети его дочери Марии Тимашевой, умершей в 1906 году. В ап¬реле 1913 года по семейному полюбовному разделу оба участка перешли к Екатерине Николаевне Мартене.

На общем участке в 1913—1914 годах возвели пяти¬этажный, большой протяженности дом № 5. При этом деревянный дом 1830-х годов, построенный Реймерсом, разобрали, а дом, возведенный Г. Барчем в 1867 году, включили в новое здание. Новый дом семейства Тур оформлен в неоклассическом стиле. Верхнюю часть фа¬сада украсили полуколонны коринфского ордера. Ав¬тор постройки — гражданский инженер Гавриил Кон¬стантинович Космачевский (1879 —после 1935). В кон¬це 1920-х годов он являлся заместителем председателя Ленинградского общества архитекторов.

В новом доме № 5 располагалась прокатная конто¬ра одного из первых российских кинематографических предприятий — московской фирмы А. Ханжонкова.
Используются технологии uCoz